Главная » Статьи » Бизнес » Организация бизнеса

Организация семейного бизнеса
Организация семейного бизнеса: 5 правил успеха

Фото: Shutterstock


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Какие правила необходимо соблюдать, чтобы организация семейного бизнеса не превратилась в головную боль
  • Как избежать ссор и драк между кровной родней
  • Почему хорошо, когда сестра — директор, а мама — продавец
  • Кому из членов семьи доверить развитие магазина и как не «переварить» малый семейный бизнес «в собственном соку»

Организация семейного бизнеса и его развитие может идти по двум сценариям.

  • Сценарий №1. В компании работают члены одной семьи и их ближайшие родственники. Это всегда малый семейный бизнес с числом сотрудников до 10 человек. Таких большинство в сфере услуг и торговле. По форме регистрации чаще всего это индивидуальные предприниматели. 
  • Сценарий №2. Следующей ступенью может стать организация семейного бизнеса с привлечением нескольких семей, которые как-либо связаны между собой. Обычно это более крупные предприятия, которые выросли из малого бизнеса. 

Наемные работники могут воровать и мошенничать. А брат, сестра, муж, которых вы знаете много лет, скорее всего не подведут. Не буду сейчас говорить об исключениях, которые бывают в любых правилах. Обычно работа со своими — это снижение рисков. Поэтому ситуация, когда на малых предприятиях трудятся члены семьи, не редкость — ведь они могут доверять друг другу. А это очень важно.

  •  Как разработать бизнес-план, который заинтересует инвесторов

В своей статье я хочу развеять миф о том, что работать с членами семьи тяжело. Если соблюдать ряд правил, малый семейный бизнес будет процветать. В этом я убедилась на собственном опыте.

 

Организация семейного бизнеса и специфика работы со своими

Приготовьтесь: на первом этапе работы с членами семьи идет обыкновенная притирка, открытие неожиданных качеств друг друга, коррекция поведения в новой ситуации. Ни в коем случае нельзя опускать руки — это надо просто пережить. Поверьте моему опыту — плюсов гораздо больше!

 

Плюсы

  • Экономия на старте. Когда каждую копейку нужно пускать в дело, родственники в расчете на будущую прибыль готовы работать за небольшую плату.
  • Престиж: трудимся на перспективу. Работа на благо семьи формирует чувство принадлежности к традициям, корням. Вы создаете базу для развития дальнейших поколений — обеспечиваете детям возможность испытать свои силы в бизнесе.
  • Способность оперативно реагировать на возможности развития бизнеса. Внутри семьи мы сами принимаем решение о вложении части прибыли в обновление оборудования, закупку партии ходового товара. Любой из нас может инвестировать собственные деньги и тем самым помочь предприятию заработать. Например, когда поставщик предложил взять большую партию мороженого перед наступлением летнего сезона, я не имела финансовой возможности внести предоплату. А это была дельная мысль — выставить морозильный ларь ко входу и заработать на повышенном спросе летом. Сестра и мама предоставили сумму, необходимую для закупки, а поставщик подарил ларь с ярким оформлением. Результат уже ощутим — в день продаем до ста единиц этого актуального товара!

Минусы

  • Непрофессионализм сотрудников. Это самый часто встречающийся недостаток. Идеально, когда все родственники имеют профильное образование. Но это редкость. Из такой ситуации есть довольно простой выход: отправьте способного человека изучить нужную специальность в вузе или на курсах.

  • Трудно разграничить отношения на работе и в семье. Общение внутри коллектива, связанного семейными узами, облегчается многолетним опытом, но иногда трудно быть объективным. Научитесь маневрировать — иначе неудачно подобранная формулировка может создать конфликт в семье.


По материалам автора статьи

 

Организация семейного бизнеса: 5 правил успеха 

Правило №1. Распределяйте обязанности

Часто возникает ситуация, когда люди с образованием в разных сферах начинают трудиться в торговле. Они могут не знать некоторых тонкостей и нюансов этого вида деятельности. Поэтому с первого же дня стоит четко определить сферы, за которые будут отвечать ваши помощники или соучредители (смотря, по какой форме вы работаете).

 

В 2008 году я открыла узкопрофильный магазин по продаже куриного мяса. Работала в нем одна. Когда же возникла идея расширить ассортимент, на помощь пришла семья. Благодаря четкому распределению обязанностей мы отлично справляемся с нашими задачами.

 

1. Управляет магазином сестра. Фактически она директор. В ее обязанности входит:

  • управление всеми процессами в магазине, которые помогают сформировать ассортимент и предложить покупателям хорошие цены на товары;
  • контроль финансовых и трудовых ресурсов;
  • анализ показателей работы магазина;
  • поддержка высокого качества обслуживания покупателей (в этом ей помогаю я);
  • проведение переговоров с поставщиками (оформляет заказы, следит за своевременной реализацией товаров);
  • оформление договоров.

Я вижу, что сестра лучше меня справляется с такими обязанностями: у нее математический склад ума. А все, что идет на пользу бизнесу, — идет и на пользу семье. Благодаря сестре мы медленно, но верно рассчитываемся с долгами, в которые я успела как-то незаметно влезть.

  •  Как увеличить продажи: три способа, проверенных на практике

2. Мама и я теперь — продавцы.

За мной как за хозяйкой предприятия остается право подписи, а также исполнение роли экспедитора.

 

3. Молодой человек моей сестры — продавец на замену. Он приходит на помощь, если мама или я решим взять отпуск. 

 

Таким образом, я советую определить, кто в вашей семье лучше будет справляться с той или иной должностью. Закрепите обязанности официально и не смешивайте их исполнение. Это поможет успешно открыть семейный бизнес и избежать конфликтов.

 

Правило №2. Выделяйте время на обсуждение

Если у кого-то из членов вашей семьи возникнуть предложения по улучшению работы магазина, усовершенствованию ассортимента или дизайна торгового зала, обязательно выделите время и все обсудите. Но ни в коем случае не стоит это делать в присутствии наемных работников и тем более покупателей.

 

Так, например, однажды мама предложила закупить партию печенья «Юбилейное», которое она считает очень вкусным. Но ранее я уже вводила его в ассортимент и продажи не пошли. Я попросила маму оставить этот разговор до вечера и привела ей цифры. Если бы мы стали обсуждать эту тему на рабочем месте, имидж магазина точно не улучшился бы.


Правило №3. На работе все равны

Часто совершается такая ошибка: слишком снисходительное, или, наоборот, жесткое отношение к близким. У меня перед глазами пример моих знакомых — матери и дочери, которые вместе трудятся в собственном отделе детских товаров. Когда наемные работники не могут в очередной раз выйти в смену, мама как директор вызывает дочь. Девушка часто работает без выходных: она уже и не рада, что включилась в малый семейный бизнес, а не является наемным сотрудником.

 

Запомните: рабочий график, размер оплаты труда, возможности продвижения по службе, критика и поощрения должны быть одинаковыми по отношению ко всем служащим независимо от наличия родственных связей.


Правило №4. Будьте открыты для предложений

Семейное дело таит в себе еще одну опасность: в какой-то момент организация семейного бизнеса начинает вариться в собственном соку. Все идеи по его развитию поступают только от членов семьи, отсутствуют нововведения. И главное, всех все устраивает. Например, магазин годами сотрудничает с одними и теми же поставщиками, а его сотрудники наотрез отказываются пользоваться интернетом, где можно найти огромное количество полезной информации.

 

Здесь помогут программы по работе с покупателями — анкеты с предложениями новинок, общение с клиентами. Также полезно читать периодическую литературу и форумы о бизнесе.

 

В моем магазине мы открыты для идей. Всегда слушаем покупателей. Особенно часто просят включить в ассортимент новинки, которые рекламируют по ТВ. А так как у меня наработана обширная база поставщиков, сделать это нетрудно.


Правило №5. Развивайтесь

Семейный бизнес, как и любой другой, требует постоянного развития. Его стагнация однозначно приведет к медленному умиранию. К примеру, сейчас в нашем магазине идет активный процесс пересмотра и улучшения функциональных обязанностей сотрудников.

 

Сестра взяла на себя все финансовое управление и работу с поставщиками. Она определяет, у кого, сколько и на какую сумму товара можно взять, осуществляет платежи за аренду и коммунальные услуги. Также она разрабатывает стратегию дальнейшего развития на ближайший год: 

  • ищет новых интересных поставщиков для нашего магазина, как пример — расширила ассортимент соков и вод с 5 наименований до 25;
  • планирует создать электронную базу поставщиков, вести группы в социальных сетях (в этом ей будет помогать ее друг).

Мама следит за порядком, за исправностью холодильников, покупает моющие средства для уборки, пакеты и т. д. Ну а я, как первое лицо, договариваюсь об отсрочках с поставщиками (так как знаю их не первый год) и докупаю товар на оптовых базах.

  •  Как повысить вовлеченность сотрудников в работу: пять актуальных рекомендаций 

Опыт практика

Надежда Еремеева, бизнес-консультант, Москва

 

В идеале бизнес — это сотрудничество, работа на общее благо. Положительных результатов позволяют достичь:

  • система выстроенных бизнес-процессов;
  • высокая внутренняя мотивация руководителей и персонала;
  • результативность действий и финансовых показателей в процессе работы. 

Семья — это тыл, фундаментальный ресурс. Если в ней все хорошо, то любые цели в вашей жизни вы достигнете: родные верят в вас, любят, помогают, и вы для них одержите множество побед. Это двустороннее движение: чем больше отдаете — тем больше получаете!

 

Однако избегайте ситуации, когда отношение родственникам кардинально различается с отношением к другим сотрудникам. Это может увеличить напряжение, страх в коллективе. Работоспособность будет снижаться, и появятся мысли о смене работы. Конкуренция внутри коллектива — не лучшая стратегия. Она активизирует защиту и агрессию, что является признаком разрушения.

 

Руководителю предприятия, на котором трудятся члены одной семьи, советую провести предварительную беседу с каждым из них. Попросите родных ответить на вопросы:

  • Интересно ли тебе это направление деятельности?
  • Чему можно научиться здесь (опыт, знания, взаимодействие в коллективе, развитие карьеры, знакомство с интересными людьми)?
  • Как предприятие дает возможность зарабатывать?
  • Каковы транслируемые ценности предприятия, корпоративная культура? Соответствуют ли они реальным действиям сотрудников и собственников? Или во главу угла ставится только получение прибыли?
  • Чем я (опрашиваемый) могу быть полезен этому предприятию? Важна и ценна ли моя работа? Я реализовываюсь, использую свой потенциал?
Чтобы семейный бизнес рос и развивался, рекомендую сделать следующее.
  • Сформулируйте общее представление о бизнесе, чтобы оно оправдывало ожидания всех его владельцев. Не забывайте, что цели и мечты у всех разные.
  • Определите цель, задачи и потребности каждого участника семейного дела. Ответьте на вопрос: ради чего усилия, интенсивность, риски? Иначе спустя какое-то время это перейдет в непонимание, напряжение, конфликты, снижение мотивации и работоспособности.
  • Конкретно и четко распределите, кто за что отвечает. Составьте договор, пропишите в нем должностные обязанности. Иначе потом можно все потерять, и с родственниками это особенно остро и жестко (разводы, суды, манипуляции, подставы).
  • Учитесь строить и взращивать свой бизнес, не упуская управленческий цикл: планирование, организация, мотивация, контроль. Предприятие растет, меняются обстоятельства и условия, стандарты, знания, рынок, технологии, тенденции. Системно повышайте свой профессионализм и управленческую эффективность. Для сотрудников вы всегда должны быть авторитетом и вдохновителем.
  • Наймите квалифицированных специалистов или вырастите их в компании. Создайте условия, чтобы люди самореализовывались, получали удовольствие и достигали нужных вам результатов.
  • Совершенствуйте управление, маркетинг, финансы, технологии продаж, автоматизацию процессов — иначе вы рискуете загрузить магазин товаром, неинтересным целевой аудитории.

И помните мыслят все по-разному! У каждого человека своя модель мира, ее надо принимать, уважать. Для общего дела формируйте общую картину, тогда движение бизнеса будет четким, равномерным и результативным.

 

Организация семейного бизнеса и законодательство

Татьяна Кичевская, младший юрист ООО «Вендикт-НПК», Москва

 

Рассматривая вопрос оформления трудовых отношений между лицами, имеющими родственную или иную связь, на примере деятельности ИП, где трудится вся семья, хотелось бы отметить следующее.

 

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя, к которому применяются правила ГК РФ. Трудовым Кодексом РФ, в частности статьей 20, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, признаются работодателями, и, соответственно, несут права и обязанности, установленные Трудовым законодательством.

 

Работодатель обязуется:

  • предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;
  • обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами;
  • своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Работник, в свою очередь, обязуется:

  • лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Заключение трудового договора необходимо в первую очередь работнику, так как он получает ряд прав и гарантий, при нарушении которых работодатель несет ответственность, установленную законодательством.

  •  Какие способы экономии на страховых взносах подходят малому бизнесу

Работодатель же вправе требовать соблюдения работником правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов предприятия, а также должностных инструкций.

 

В соответствии с федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов. При оформлении работников независимо от вида договора работодатель (ИП) обязан уплачивать взносы в следующие органы:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд социального страхования. 

Также ИП обязаны удержать из заработной платы работника 13% НДФЛ по общей ставке.

 

Таким образом, несмотря на наличие родственных или каких-либо иных отношений между работником и работодателем, при возникновении трудовых отношений правильнее будет оформить их в установленном законом порядке.

 

Справка 


ИП Кондратенко А.Г.

Год создания: 2008
Количество магазинов: 1
Площадь: 25 м2
Штат: 5 человек
Оборот и прибыль: не раскрываются

 

ООО «ВЕНДИКТ-НПК»

Год основания: 2009
Штат: 5 человек
Услуги: юридическое сопровождение бизнеса, услуги юристов по гражданским делам, экспертиза договоров, юридические услуги ТСЖ и т. д.




ЗАРАБАТЫВАЙ В СЕТИ РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ!

ПОЛНАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАРАБОТКА НА ФАЙЛООБМЕННИКАХ

ФАЙЛООБМЕННИК С ХОРОШИМ ДОХОДОМ!

КАК НАЧАТЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ФАЙЛООБМЕННИКАХ

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ: ВСЕ ДЛЯ ТУРИЗМА!


РАСКРУЧИВАЙ САЙТ И ПОЛУЧАЙ ДОХОД!

Категория: Организация бизнеса | Добавил: SkyReady (21.08.2014)
Просмотров: 1652 | Теги: Семейный бизнес, организация бизнеса, создание бизнеса, бизнесм | Рейтинг: 0.0/0

СХОЖИЕ СТАТЬИ:
Всего комментариев: 0

НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ НА СПАМ

ВЕДЕТСЯ МОДЕРАЦИЯ!
avatar